Когда ребенок действительно готов к школе?
Для того чтобы обучение в первом классе было успешным, ребенок должен быть к нему готов. И здесь речь не об умении читать и считать, а именно о готовности получать знания по той схеме, которую предлагает начальная школа. Именно по этой причине перед тем, как отдать ребенка в школу в 6 лет, убедитесь, что ему уже действительно пора занять место на школьной скамье. Быть может, есть повод отложить поступление в первый класс и еще один год потратить на психологическую и социальную подготовку?
Психологическая готовность
В возрасте 3-4 года малыши практически не контролируют свое поведение. Их действия и поступки непроизвольны: расстроен или больно – плачет, весело – смеется. Трехлетний малыш воспринимает только ту информацию, которая сможет его увлечь. А вот целенаправленно сидеть полчаса на одном месте и слушать родителя, особенно когда это неинтересно, ребенок не сможет. И не нужно учить свое чадо этому, так как отсутствие усидчивости в этом возрасте - это особенность функционирования нервной системы.
Готовность к школе, т.е. способность контролировать свои эмоции и удерживать внимание на одной вещи в течении продолжительного количества времени развивается естественным образом к 6-7 годам. В этом возрасте ребенок может иметь собственные мотивы для обучения, способствующие более успешному усвоению знаний. В школе становишься более взрослым, можешь порадовать родителей своими успехами – эти мотивы нередко становятся базовыми для малышей. Они краткосрочны, но дают возможность именно начать процесс обучения. Как будут развиваться дела потом – зависит от профессионализма учителя и отношения родителей к школе.
Как быть, если ребенок не хочет ходить в школу с самого начала? Не стоит игнорировать такую ситуацию, так как негативное отношение к учебе в первом классе может отразиться на качестве усвоения всей дальнейшей школьной программы. В первую очередь необходимо выяснить причину такой ситуации. Поговорите с ребенком, узнайте, почему именно он не хочет ходить в школу, и постарайтесь сформировать у малыша позитивное отношение к его новой роли. Негативное отношение может быть связано с банальным нежеланием расставаться с детсадовскими друзьями.
Социальная готовность
Социальная готовность к школе – второй важный фактор. Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. У выпускников детского сада обычно нет проблем с адаптацией в коллективе, а вот малыши, воспитывавшиеся до 6-7 лет исключительно родителями и бабушками, могут испытывать серьезные трудности. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, они теряются в толпе ровесников и не справляются с работой в коллективе. Не во всех, конечно, случаях. Если малыш не посещал детсад, но имел возможность много времени проводить с другими детьми, с адаптацией к школе у него не должно быть проблем. Особенно, если он посещал занятия по дошкольной подготовке в течение полугода и более.
Ребенку важно к первому классу уметь общаться и взаимодействовать не только с ровесниками, но и со взрослыми. Он должен уметь четко выражать свои мысли, вести диалог и не стесняться отвечать на поставленные учителем вопросы, особенно перед другими учениками его класса.
Базовые знания и навыки
Первокласснику, для успешного усвоения школьной программой, важно владеть связной, грамматически правильной речью. Он должен правильно подбирать и произносить слова, уметь разбивать их на отдельные звуки. Это необходимая база для обучения письму и без нее ребенку будет сложно справляться со школьными заданиями. Если ваш ребенок по достижению шестилетнего возраста испытывает трудности с речью и не выговаривает четко все звуки, обратитесь за помощью к логопеду.
Для того чтобы малышу проще давалось письмо, уделите внимание развитию его мелкой моторики. Рисование, лепка, игра с конструктором и другие подобные занятия очень полезны в дошкольном возрасте. Ученые отмечают, что у детей с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев рук зачастую намного лучше дела обстоят с речью и с усвоением точных наук. Это связано с тем, что за данные функции отвечают одни и те же участки головного мозга.
Внимание к здоровью
Начало школьной жизни – стресс для детского организма. Жесткий режим, умственные и эмоциональные нагрузки, необходимость посещать занятия практически в любую погоду, требуют наличия у школьника достаточного количества здоровья. Поэтому важно следить за тем, что бы малыш получал сбалансированное питание, достаточное количество отдыха, прогулок и физических нагрузок. Полезными в этот период станут занятия в спортивных секциях, в бассейне и т.п.