История школьной формы в России
В наши дни школьная форма – предмет жесточайших споров среди школьников, их родителей и учителей. Аргументы обеих сторон одинаково имеют право на существование. Но были времена, когда такие споры показались бы, как минимум, странными, а форма была обязательной частью жизни каждого ученика.
В 1834 году в России была официально введена школьная форма. Николай I, царствовавший тогда, предписал ношение формы для всех государственных служащих, не мог он обойти стороной и учащихся. Внешний вид формы в XIX веке несколько раз менялся, но она сохранялась вплоть до революции 1917 года.
Форма для гимназистов напоминала одновременно и военные мундиры, и чиновничьи шинели. При определенном сходстве всех видов форменной одежды, в ней были и некоторые различия, основным предназначением которых было определение того, к какой гимназии или реальному училищу принадлежит ученик. Производство школьной формы не было поставлено на поток, а потому покупали ее на средства родителей или попечителей. То есть ношение гимназической формы означало происхождение из привилегированных слоев общества, ведь сшить полный комплект, состоявший из фуражки, гимнастерки и шинели, было вовсе не дешево. В городских школах также была своя форма, но чаще всего дети небогатых и бедных родителей, обучавшиеся в них, ограничивались только форменными фуражками.
Первым учебным заведением в России, воспитанницы которого носили единую форму, стал Смольный институт благородных девиц. Еще при Екатерине II учениц делили на четыре группы по возрастам (6 – 8, 9 – 11, 12 – 14 и 15 – 18 лет), при этом в каждой группе носились простые платья определенного цвета – кофейного, голубого, серого и белого, соответственно. Платья дополнялись фартуками, нарукавниками и пелеринкой. В дальнейшем форма несколько раз подвергалась изменениям, однако общий принцип сохранялся. Гимназии и пансионы для девочек, возникшие в более позднее время, также в основном использовали те же цвета для форменных платьев: синий, зеленый и коричневый.
Среди заведений для мальчиков стоит выделить Царскосельский Лицей. С самого момента его основания там существовала специальная форма, лицейский мундир. Лицеисты носили темно-синий кафтан с красным стоячим воротником. Мундир дополнял белый камзол и белое же белье. В 1825 году, когда решался вопрос о форме для учащихся петербургских гимназий, за основу был взят именно мундир Лицея.
Но все это были лишь частные случаи, а вот с 1834 года по форме оделась уже вся Россия. Николай I, более всего ценивший порядок и дисциплину, в своем «Положении о гражданских мундирах» не обделил вниманием студентов и гимназистов. До того, как на престол взошел следующий император – Александр II – учащиеся гимназий обязаны были ходить в синих куртках и мундирах с красными воротниками, созданных по подобию формы гвардейцев.
В 1855 году форма поменялась, вместо николаевского мундира теперь предписывалось носить темно-зеленый полукафтан. Цвет отделки, пуговицы, фуражки, а также эмблемы учебных заведений не изменились. В дальнейшем форма продолжала меняться, иногда частично, иногда кардинально. Так, например, в 1864 году покрой и некоторые элементы гимназической формы стали иными, а цвет - темно-зеленый - остался прежним. Но уже через четыре года форменная одежда вновь становится темно-синей, как в николаевские времена. Именно в таком виде она сохранится в памяти поколений и "доживет" до революции.
В 70-е г.г. XIX века гимназисты, проживающие в пансионах и общих квартирах, начинают носить также специальную домашнюю одежду - серые полукафтаны из сукна и шаровары более темного оттенка. Отдельно стоит отметить, что ношение формы в те годы было обязательно не только во время занятий и официальных мероприятий, но также в публичных местах и на улице во внеурочное время. Инспектор мог в любое время проверить, насколько внешний вид гимназиста соответствует уставу.
В начале 1880-х на смену форменным кепи пришли фуражки. Фуражка была одновременно предметом гордости и предметом самых разнообразных манипуляций, то есть крайне полезной и многофункциональной вещью. Ее особым образом начищали и изгибали, украшали ремешками, ею протирали обувь, из нее пили воду, в ней прятали различные мелкие предметы. Только у студентов младших классов фуражка имела свой первозданный вид, для всех прочих это было бы уже по-настоящему неприличным.
То же можно сказать и о манере носить форму в целом. Младшеклассники, как правило, были вынуждены надевать все элементы обмундирования так, как было положено по протоколу. Другое дело - старшеклассники, которым неофициально позволялось несколько отступать от норм. По правилам, принятым у самих гимназистов, номер гимназии выламывался с фуражки во время нахождения на улице, причем товарищи следили друг за другом еще более бдительно, чем их учителя - за соблюдением приличий в стенах гимназии. Причина достаточно очевидна - совершившему общественный проступок гимназисту таким образом было куда проще остаться неопознанным.
В женских гимназиях школьная форма появилась в 1886 году, когда женское образование стало развиваться особенно активно. Платье коричневого цвета и черный передник - классическая форма всех государственных женских гимназий. Частные гимназии имели свободный выбор цвета формы, а также могли вводить цветовую градацию для разных возрастов. Парадная и повседневная форма различались небольшими деталями - белыми кружевными воротничком и фартуком. Кроме того, по уставу можно было сшить любое дополнительное платье.
Основным требованием к прическам гимназистов и гимназисток была аккуратность. Учеников младших классов, например, перед началом учебного года обривали практически наголо. Девочкам же полагалось заплетать волосы в косы с бантами из черного и белого шелка. Впрочем, в эпоху зарождения женского движения и позже, вплоть до 1917 года, некоторые курсистки - "эмансипэ" - носили короткие стрижки для демонстрации своих убеждений. Конечно, девочкам помладше сделать это без риска дисциплинарного взыскания, а то и исключения, было невозможно.
В начале своего существования советская власть решительно отвергает старую форму для учащихся в ряду других "пережитков прошлого". Школьная форма признается одним из атрибутов порабощения и зависимости ученика. Конечно, имели место и чисто экономические причины - средств на пошив формы не было ни у обнищавшего государства, ни у не менее обнищавших родителей. Массовая ликвидация безграмотности и доступность школьного и высшего образования всем слоям общества делали школьную форму несущественной, если не вредной, и ее отмена в тех реалиях облегчила многим жизнь. Впрочем, в 1948 году форму вернут в средние школы. Еще раньше в некоторых учебных заведениях, например, в ремесленных и технических училищах или пионерских лагерях вводили форменную одежду. В средних школах форма была почти полностью скопирована с гимназической и приобреталась за счет семьи.
Разработанная школьная форма для девочек оставалась практически неизменной вплоть до ее отмены: коричневое платье, воротничок и манжеты белого цвета, черный фартук, по праздникам заменявшийся на белый. При этом фасон и некоторые детали могли отличаться в зависимости от личных предпочтений и веяний моды. Впрочем, это можно сказать о школьницах 60-х г.г. и более позднего времени - до этого момента длина юбки, например, строго регламентировалась. Вместе с формой полагалось носить гольфы или колготки и строгую закрытую обувь. Волосы должны быть или коротко и скромно подстрижены, или заплетены в косы с черными, коричневыми или белыми бантами. Ношение украшений и использование косметики строго воспрещалось. Учителя строго следили за соблюдением этих правил и чаще всего не допускали к занятиям учениц, их нарушивших.
Наиболее радикальные перемены произошли в 80-е г.г. XX века. Появилась новая форма для старшеклассниц: трапецевидная юбка, жилет и пиджак, а в некоторых районах страны еще и брюки для холодной погоды, все это - синего цвета. Такая форма позволяла комбинировать различные варианты и надевать разнообразные блузы.
Мальчики в советское время "переодевались" чаще. Первый вариант состоял из серых или темно-серых гимнастерок армейского типа и длинных брюк. Форма дополнялась фуражкой с козырьком, ремнем с пряжкой и темными ботинками или полуботинками, обязательно вычищенными до блеска. Прически у мальчиков должны быть короткими и аккуратными. Затем гимнастерки уступили место серым шерстяным костюмам, которые в 70-е г.г. были заменены всем синими костюмами (курточки с накладными карманами и брюки). В 80-е г.г. учащихся старших классов одели в синие брючные костюмы.
Еще одним обязательным элементом формы для обоих полов был октябрятский или комсомольский значок и красный пионерский галстук в зависимости от возраста.
В 1992 году после ряда послаблений школьную форму окончательно отменили, что знаменовало собой победу демократии, как в 1917 - победу революции. В наши дни, как и тогда, мы приходим к мысли о возвращении формы. Конечно, времена изменились. Единая школьная форма для всех регионов страны - задача почти невыполнимая и, по большому счету, ненужная. Оценивая нынешнюю ситуацию и предыдущий исторический опыт можно сказать, что школьная форма обладает рядом преимуществ, о которых нельзя забывать - она способствует организации учебного процесса, позволяет создать единство и чувство сопричастности в рамках каждой конкретной школы. При этом совершенно очевидно, что школьная форма, прежде всего, должна быть удобной, практичной и не вызывать отторжение у учеников, оставляя им право на эксперимент и индивидуальность.
Каталог компании "Инфанта" предлагает богатый ассортимент школьной формы, отвечающей всем необходимым требованиям. Современный крой, натуральные ткани, доступные цены и внимание к потребностям детей - те качества, которые позволят Вам подобрать подходящий комплект для успешной учебы Вашего ребенка.